ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Как известно, смычковые инструменты - скрипка, альт, виолончель и контрабас появились на свет в Европе в XVI в. Они унаследовали от своих предшественников так называемые "кишечные струны" (в России их принято неверно называть "жильными", хотя их изготавливают из кишок животных, главным образом овец), которые в те далекие времена использовались практически для всех музыкальных инструментов. Необходимо отметить, что кишечные струны того времени еще не имели обмотки, поэтому, с небольшими оговорками, мы можем называть их "монолитными" (если быть точным, они представляли собой высушенные, скрученные в единое тело и отшлифованные пряди овечьих кишок). Технология производства высококачественных кишечных струн была весьма сложной и насчитывала более 100 операций. Несмотря на то, что монолитные кишечные струны просуществовали вплоть до середины XX века, в настоящее время их почти полностью вытеснили струны других конструкций, о чем более подробно будет рассказано ниже. Рассказ о средневековых струнах будет неполным, если мы не отметим, что, помимо кишечных, входу тогда еще были шелковые струны, пришедшие в Европу из Китая. Эти струны также не имели обмотки, но в Европе они были менее популярны, поскольку хуже держали строй - в основном их применение ограничивалось географическими зонами с очень высокой влажностью и жарой - там, где кишечные струны просто разрушались.
Несмотря на то, что процесс изготовления струн на протяжении столетий шел по пути совершенствования технологии обработки овечьих кишок, с ускорением развития промышленности и в этом весьма консервативном деле наступил час новых технологий. Можно смело утверждать, что ничто другое в струнном деле в дальнейшем не может сравниться по последствиям с тем, что произошло после применения на струне обмотки (вероятнее всего в этом качестве впервые была использована проволока из меди или серебра). Жаль, что мы не знаем точно, ни того когда это произошло (примерно в конце XVIII века), ни даже имени автора идеи, но этому изобретению мы обязаны не только переворотом в технологии изготовления струн, но также созданием нового музыкального инструмента - рояля. Отныне, за счет использования разнообразных типов обмотки, стало возможным в гораздо больших пределах регулировать физические параметры струн всех струнных инструментов, а значит их тембр и выразительные возможности. Несмотря на то, что технология первых "витых" струн была далека от совершенства, и они не могли удовлетворить искушенных профессиональных музыкантов, перспективность струн новой конструкции не могла не окрылять первопроходцев, которые со временем довели новую технологию до достойного уровня. Историки музыки утверждают, что первым скрипачом, который стал постоянно использовать "витую" струну соль, был Паганини. Не удивительно, что этот гений скрипки одним из первых оценил достоинства струны новой конструкции, поскольку достоинств было немало:
от того, что часть массы "витой" струны стала приходиться на обмотку, основа стала более тонкой, а значит более гибкой, эластичной, что облегчало технику исполнения и меньше утомляя левую руку исполнителя;

при колебании витая струна из-за своей большей гибкости получила возможность делиться на большее количество вибрирующих отрезков, вследствие чего возросло число гармоник в звуке инструмента - звук инструмента стал более ярким, "тембристым"; 

благодаря повышенной гибкости, возросла отзывчивость струн к смычку;

поскольку на струне с обмоткой стало легче играть, особенно в верхних позициях, расширились технические возможности самого инструмента.

В дальнейшем, после растянувшегося на 100 лет периода привыкания смычковых музыкантов к "витым" басовым струнам и совершенствования технологии их производства, прогресс в области производства струн пошел по пути постепенного снабжения обмоткой всех струн смычковых инструментов. Только ближе к XX веку, благодаря открытиям новых материалов, впервые пересмотру подверглась сама основа струны; появились струны на стальной основе (применявшаяся в роялях с 30-х годов XVIII века высокоуглеродистая сталь, только к началу XX века стала обладать достаточной прочностью для использования в тонких сечениях, пригодных для струн смычковых инструментов), позднее на стальном тросике, и уже в 70-х годах были разработаны струны, основой которых служило нейлоновое синтетическое волокно. Отметим, что в XX веке обмотка струн также претерпевала изменения - для нее стали применяться: алюминий и нержавеющая сталь, никель, вольфрам и титан, появилось больше разновидностей сплавов на основе меди и серебра. Наряду с ранее существовавшей шлифованной круглой, на струнах стали применять плоскую ленточную обмотка, струны стали иметь уже не один, а несколько слоев обмотки (для струн басовых инструментов их число порой доходит до 5), что служит той же цели - повышению гибкости струны.
Современная струна смычкового инструмента - это сложная высокоточная конструкция, поэтому неудивительно, что оборудование для изготовления струн также стало более "умным" - сегодня многие фирмы применяют компьютеризированные станки, позволяющие не только намного повысить точность намотки канители (обмотки струны), но и отслеживать многие другие параметры, влияющие на качество струн, хотя ручная, а точнее полуручная технология, все еще остается востребованной, соседствуя с прецизионной автоматикой.
Говоря о веяньях в струнном деле последних 20-30 лет, можно сказать, что они не относятся к созданию новых конструкций струн, а сосредоточены в области совершенствования применяемых материалов для уже ставших традиционными конструкций. Например, относительно недавно открытый нейлон, используемый для основы синтетических струн, в последнее время все активней вытесняется карбоном - более упругим и плотным синтетическим материалом. Чистый алюминий, ранее применяемый в качестве материала обмотки, уступил место алюминиевым сплавам с легирующими добавками магния, меди и титана, сочетающими легкость с высокими показателями упругости, прочности, стойкости к истиранию, окислению и т.д.
Заканчивая краткий экскурс в историю развития струн смычковых инструментов, отметим, что, как мы убедились, прогресс в струнной индустрии идет в ногу со временем на протяжении всей человеческой истории, а, следовательно, до тех пор пока наука и техника не остановятся в своем вечном движении вперед к новым открытиям, струнное дело будет и далее совершенствоваться и развиваться, помогая следующим поколениям музыкантов открывать новые, еще неизведанные выразительные возможности струнных инструментов.

Теперь же более подробно рассмотрим виды конструкций современных смычковых струн, и отметим в чем состоят их достоинства и недостатки.

ВИДЫ СТРУН

Монолитные кишечные (неверно называемые жильными) струны без обмотки почти вышли из употребления и встречаются на смычковых инструментах лишь для исполнения старинной музыки, в целях придания тембру инструмента аутентичного приглушенного звучания. Не имея защитного слоя из металла обмотки, эти струны наиболее подвержены влиянию влажности (в том числе потовой влажности при соприкосновении с пальцами исполнителя) и повышенной температуры. Хорошо настраиваются колками. Наименее живучие в сравнении с любыми другими. Достаточно дороги, в силу небольшой востребованности.

Кишечные струны с обмоткой, хотя и встречаются на альтах и виолончелях, в большей степени используются скрипачами. Несмотря на дороговизну кишечных струн с обмоткой, отдельные музыканты предпочитают их всем остальным. К достоинствам этих струн можно отнести мягкость и благородство тембра, и то, что они хорошо настраиваются колками. Современные технологии обработки жилки (специальная химическая обработка, оплетка жилки специальным перекрестным плетением из шелковых нитей) намного продлевают срок их службы, но, несмотря на это, их все-таки не рекомендуется использовать в условиях чересчур повышенной влажности и температуры.

Струны на стальной монолитной основе (одиночной стальной проволоке) имеются в арсенале любой струнной фирмы, а для первой скрипичной струны "ми" монолитная сталь используется в составе большинства комплектов скрипичных струн. К достоинствам этих струн относятся: нечувствительность к изменениям влажности и температуры, быструю установку в нужном тоне, максимально точный калибр и долговечность. К недостаткам можно отнести: необходимость установки на инструмент механики точной подстройки (из-за того, что сталь имеет в несколько раз меньшее упругое удлинение, чем синтетика или жилка), а также то, что на басовых струнах они имеют несколько больший эффект "детонации" (повышения высотности при форсировании звука, что в основном это относится к скрипичным и альтовым струнам) и меньшую чувствительность к смычку.

Струны на стальном тросике (керн таких струн состоит из тончайших стальных проволочек, скрученных вместе), изобретенные в середине XX века, стали прорывом в технологии изготовления смычковых струн. Не имея недостатков кишечных струн по чувствительности к перепадам влажности и температуры, они взяли от них важное свойство - бо'льшую "закручиваемость" под смычком (отчего одна американская фирма даже назвала свой комплект струн на тросике "HELICORE" - "вертолетный керн"), чем у струн на стальной монолитной основе. Из-за того, что в качестве основы струны здесь все же используется сталь, эти струны требуют машинок точной подстройки. Несмотря на то, что некоторые изготовители струн на стальном тросике несколько перебарщивают с "металлом" в их звучании, что нравится не всем музыкантам, струны на тросике стали находкой для тех, кто ценит в струнах долговечность, неплохую чувствительность к смычку и относительную мягкость под пальцами.

Струны на синтетической основе появились позже всех перечисленных видов, но довольно быстро завоевали популярность, в первую очередь среди академических музыкантов. Основой струн служит полифиламентный (состоящий из множества микро-нитей) нейлон или его разновидность (капролон, стабилон, карбон и т.п.), а в качестве обмотки используется, положенная в два и более слоев, тонкая металлическая лента. Достоинствами синтетических струн являются: мягкость под пальцами, нечувствительность к изменениям влажности и температуры (температуры в меньшей степени), возможность настраивать их колками и яркий тембр (не менее яркий, чем у струн на стальном тросике). К недостаткам следует отнести сравнительно небольшой срок службы обмотки, которая здесь, в отличие от других видов струн, в гораздо большей степени является несущим элементом, и с обрывом которой струна мгновенно становится негодной, поскольку просто не может должным образом сопротивляться закрутке смычка, а также то, что синтетические струны, как никакие, не терпят резких сбросов натяжения.

Теперь, после того как мы познакомились с основными отличиями в видах струн, казалось бы, можно сделать вывод, что главным фактором, влияющим на их звучание, является их конструкция, но это не совсем так. Качество струн в не меньшей степени определяется точностью их изготовления, а также свойствами применяемых материалов, поэтому схожие по конструкции струны различных фирм могут довольно сильно отличаться друг от друга в звучании. Если струна изготовлена неточно, то ее не спасет ни тип конструкции, ни качественные исходные материалы - неравномерность обмотки и некачественная шлифовка поверхности могут погубить любую струну. Однажды мне попались синтетические скрипичные струны корейского производства, сделанные по технологии, схожей с технологией одной из европейских фирм. Все было на месте - и плоская лента намотки и серебряный басок, даже цвет заделки скопировали дотошные корейцы, но вот исполнение... Неравномерная намотка канители ("разрядка", как ее называют профессиональные производители струн), которая была на отдельных участках видна даже невооруженным глазом, для синтетической струны не просто ведет к плохим квинтам и неправильному положению флажолетов, но и к непредсказуемой реакции струны под смычком, что и показала практика.
Справедливости ради нужно отметить, что и у самой лучшей струнной фабрики попадаются струны разного качества. Дело в том, что даже минимальные отклонения (подчас невидимые глазом) в технологии изготовления струны, вызванные изменением свойств или размеров исходных материалов, поведением струновитного станка или недосмотром работника, сразу сказываются на качестве звука струны. Однако у солидных фирм хорошо поставлен контроль качества, и брак встречается редко.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СТРУН
Теперь о том, как самому проверить качество струн. Для этого существуют как визуальные, так и игровые способы. Первые могут пригодиться еще при покупке струн в магазине:
внешний вид поверхности струны: обмотка струны на всем ее протяжении должна быть одного цвета и ни в коем случае не должна иметь даже минимальных следов ржавчины или каких-либо пятен;

неравномерность обмотки: если вам удастся рассмотреть витки обмотки, то обратите внимание на то, чтобы между ними не было неравномерных разряженностей. Иногда неравномерность обмотки удается определить по тому, как выглядит свернутая в кольцо струна - кольцо должно быть ровным, без углов и преломлений ("заквадраченностей"); 

отсутствие выпуклостей и впадин: на струне не должны выступать никакие неровности, которые можно выявить, проведя струну между пальцев (при этом имейте в виду, что если Вы дотрагивались пальцами до струны в зоне работы смычка, то перед игрой протрите это место спиртом или водкой, чтобы обезжирить).


После установки на инструмент качество струн можно проверить следующими способами:
яркость тембра главным образом оценивается при игре, но ее можно оценить даже при щипке струны ногтем - звук не должен быть глухим, также яркость струн можно оценить по количеству натуральных флажолетов: чем их больше, и чем они яснее, тем лучше; 

баланс натяжений струн проверяется поочередным отгибанием струн в сторону в одной зоне: более высокая по строю струна должна иметь большее натяжение и сильнее сопротивляться усилию отгибания, чем более низкая (этим эффектом, кстати, объясняется несимметричность подставки); 

сбалансированность тембра между струнами можно проверить, взяв ноту в низкой позиции на первой струне и далее сыграть ее же на следующих струнах в более высоких позициях. Тембр каждой следующей ноты, конечно, будет немного более тусклым, но чем меньше будет различие, тем лучше сбалансирован комплект;

стройность в позициях - сыграть квинты на соседних струнах: чем чище они будут строить в верхних позициях, тем лучше (если струны заведомо хорошие, то, в случае возникновения проблем с квинтами, стоит обратить внимание на высоту струн над грифом, т.е. выровнять подставку или изменить наклон грифа);

отзывчивость - сыграть один и тот же быстрый пассаж на верхней струне, потом по очереди на более низких, не меняя при этом силу давления руки на смычок при переходе от одной струны к другой;

способность к стабилизации - взяв октавный флажолет на струне, отпустить палец левой руки, продолжая движение смычка с тем же усилием и скоростью: чем быстрее появится основной тон открытой струны, тем лучше струна;

равномерность закрутки под смычком - надавите на струну смычком в 1-2 см от подставки, чуть потяните смычок в сторону, не издавая звука, и смотрите на то, как струна поворачивается под смычком в одну и другую сторону - относительно состояния покоя, закрутка должна быть одинаковой, но не более 10-20 градусов в каждую из сторон (у струн на стальной моно-основе этот показатель намного меньше, чем у прочих). 

Проверяя струны, не забудьте настроить их точно по камертону и натереть смычок канифолью.
К сожалению, для музыкантов и к радости струнных фабрик, сколько бы ни стояла струна на инструменте, рано или поздно ее придется заменить. Ни одна струна не может жить вечно, что объясняется самой природой ее функционирования - при игре струна испытывает чрезвычайно много естественных воздействий: колеблется в длину, в стороны, закручивается под смычком, вытягивается при надавливании и т.д. Сильнее всего страдают зоны преломлений струны на подставке и порожке, где чаще всего она и рвется. С самого первого момента установки, обмотка струны, вследствие активных колебаний, начинает незаметно вытягиваться, отходя на тысячные доли миллиметра от основы, и начинает жить своей, все более и более самостоятельной жизнью, делая струну все глуше и глуше. Свой самый яркий тембр любая витая струна теряет в первые несколько дней, потом следует относительно долгий период очень медленных изменений в тембре, после которого наступает медленный, а потому незаметный переход к глухоте.
Отметим, что живучесть струн во многом зависит от химического состава пота исполнителя - у музыкантов с едким потом струны живут в несколько раз меньше, чем у тех, кто обладает от природы нейтральным составом. Также стоит отметить, что более гибкие, чувствительные струны, способные давать хороший тембр, делаются из более тонких материалов, не приспособленных к долгой службе по российским представлениям (на Западе нормальным считается срок службы комплекта струн 3-6 месяцев при активной эксплуатации). Солирующие музыканты, играющие на таких струнах меняют их намного чаще, и, надо сказать, правильно делают. Более долговечными являются струны на стальном тросике и стальной моно-основе, особенно с обмоткой из нержавеющей проволоки (при этом нужно иметь в виду, что помимо того, что у некоторых людей "нержавейка" может вызывать аллергические реакции на коже, она более интенсивно вырабатывает поверхность грифа инструмента, чем сплавы на основе мягких цветных металлов: алюминия, серебра или меди).
Что способствует ухудшению тембра струны:
грязные руки ("мойте руки перед игрой";

едкий пот (явление с которым почти невозможно бороться);

резкий сброс натяжения струны (например, когда плохо держат колки);

резкие перепады температуры (открывание холодного инструмента зимой в теплом помещении);

сильное давление смычка (исполнение громкой музыки!);

заканифоленность поверхности струны (лучше чаще менять волос на смычке, чем злоупотреблять канифолью);

для кишечных струн - высокая температура и влажность.

Рассказывая о струнах для смычковых инструментов, также нельзя не коснуться вопроса о неполных детских инструментах (3/4, 2/4, 1/4 и т.д.), для которых необходимо применять специальные струны. Связано это с тем, что, с сокращением мензуры инструмента, натяжение струн уменьшается, поскольку, теряя длину, струна пропорционально теряет часть своей массы. Чем короче инструмент, тем больше падение натяжения. Чтобы сохранить силу натяжения потерю массы необходимо скомпенсировать, например за счет увеличения толщины обмотки или применения более плотных/тяжелых материалов. Сила натяжения струн для маломензурных инструментов может быть несколько меньше, чем у "целого", но эта разница должна быть очень невелика.


Струны от "целого" инструмента, установленные на инструмент с укороченной мензурой становятся слабыми, пропадают сила и яркость звука, меняется техника звукоизвлечения и усиливается высотная "детонация". В связи с этим начинающий музыкант не получает никакого удовольствия от извлекаемых звуков, что часто приводит к снижению его интереса к занятиям.



Источник: http://plorencio.ru/article/00009.html


Добавлено15.04.2013 в 00:00          Просмотров:1133